- 28 января 2014
- Отзывы :0
- Просмотров: 4109
Легковой автомобиль сконструирован прежде всего для перевозки пассажиров. При буксировке прицепа-дачи, прицепа-магазина или грузового прицепа ухудшаются: управляемость, тормозная динамика, топливная экономичность, долговечность; резко возрастает парусность, затрудняющая управление при боковом ветре и обгонах крупными машинами. От водителя автомобиля с прицепом требуется повышенное внимание, так как прицеп ограничивает маневренность, проходимость, увеличивает время разгона и тормозной путь тягача с прицепом.
Автомобиль с прицепом стесняет на дороге другие транспортные средства, в плотных транспортных потоках возможны попутные столкновения из-за ошибок в выборе дистанции, боковых интервалов, невнимательности или отсутствия необходимых практических навыков у водителей.
В движении любые маневры возможны лишь при избыточном запасе времени и расстояния. У автомобиля с прицепом существенно возрастает необходимый запас времени для обгона и торможения. Снижать скорость вынуждают прицепы с колесами меньших размеров, чем автомобильные - они чаще повреждаются и перегреваются.
Движение с прицепом начинайте плавно, без рывков и только после прогрева двигателя до температуры не менее 70°. Трогание рывками приводит к пробуксовке колес автомобиля и износу шин, перерасходу топлива, к поломке деталей трансмиссии и сцепных устройств, а на скользких или заболоченных участках дороги вызывает буксование колес.
Не превышайте разрешенную скорость. Избегайте резкого трогания, разгона и торможения, резких маневров, поворотов и перестроений. На стоянке всегда затормаживайте автомобиль и прицеп. Используйте стояночный тормоз прицепа при его наличии.
Во избежание заноса прицепа и "складывания" автопоезда следует избегать резких торможений на скользкой дороге, а при гололеде - снизить скорость и соблюдать особую осторожность.
В пути обязательно следите за характером движения прицепа. Виляние, подергивание и увод прицепа говорят об износе сцепного устройства или ходовой части прицепа, неравномерном распределении груза на нем, недостаточном или неравном давлении в шинах, или неравномерном износе
В зеркала желательно видеть колеса прицепа, так как проколы шин незагруженного прицепа почти
не сказываются на усилиях на руле, и, двигаясь на спущенной шине, можно ее испортить окончательно.
Короткие подъемы на дорогах с твердым покрытием проходите с разгона, скользкие подъемы - на пониженной передаче при равномерной скорости движения, крутые или затяжные подъемы преодолевайте на низшей передаче.
На спусках скорость выбирайте с учетом состояния дорожного покрытия, крутизны спуска и его протяженности, не выключайте двигатель, передачу и сцепление.
Не останавливайте автомобиль с прицепом на крутых уклонах, а если придется, то под колеса ставьте упоры.
Преодолевая подъемы, не превышайте скорость в 30 км/ч на первой передаче и 50 км/ч - на второй.
При трогании на подъемах сцепление включайте немного раньше полного растормаживания колес.
Маневренность автомобиля с прицепом намного хуже, чем без прицепа. На повороте всегда существует опасность столкновения со встречным транспортным средством или съезда в кювет, потому что колеса автомобиля и прицепа проходят кривые с различными радиусами.
При повороте автомобиля с прицепом убеждайтесь, что свободного пространства достаточно для проезда прицепа. Выполняя поворот, учитывайте его длину и рассчитывайте путь передних колес автомобиля, чтобы задние колеса прицепа не попали на полосу встречного движения, в кювет или на тротуар.
На поворотах и на скользкой дороге особенно велика опасность заноса прицепа, складывания автомобиля с прицепом и опрокидывания прицепа. Поэтому при прохождении поворота скорость автомобиля с прицепом должна быть постоянной, уменьшать частоту оборотов и тормозить нельзя выполнять повороты следует плавно, без рывков.
Наиболее сложно управлять автомобилем с прицепом в городе, где много пешеходов, узких улиц, переулков, а транспортный поток имеет высокую плотность. В местах повышенной опасности применяйте приемы, способствующие сокращению остановочного пути - заблаговременное снижение скорости, импульсное торможение. Перестроение затруднено, если автомобили движутся сплошным потоком. Выполнять перестроение на соседнюю полосу движения можно, если дистанция между машинами, движущимися по этой полосе, в 4-5 раз больше длины автомобили с прицепом. Перестроение выполняйте четко, заранее включив указатели поворота.
Быстро оценивайте обстановку на перекрестке, своевременно перестраивайтесь, пересекайте перекресток на скорости, позволяющей немедленно остановить автомобиль в случае опасности. Сцепление не выключайте.
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог пересекайте, лишь убедившись в полной безопасности.
По правой полосе ведите автомобиль с прицепом подальше от тротуара, особенно, если на нем много пешеходов. Если на перекрестке поворачиваете направо, то расстояние между колесами автомобиля и тротуаром должно быть не менее 1-1,5 м. При меньшем расстоянии прицеп выедет на тротуар.
Затормозить автомобиль с прицепом сложнее, поэтому перед торможением заранее снижайте скорость движения. Тормозите плавно и преимущественно на прямолинейных участках. Тормозной путь автомобиля с прицепом значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, поэтому научитесь рассчитывать момент начала торможения и его интенсивность.
Резкое торможение недопустимо - сильные толчки прицепа могут вызвать занос или привести к поломке автомобиля и прицепа. Если начинается занос прицепа, плавно увеличивайте скорость, выровняйте автомобиль, а затем снова начните торможение. Резкое торможение допустимо только в самых исключительных случаях для предотвращения аварий.
На длинных крутых спусках тормоза испытывают значительные напряжения. Переходите на низшую передачу и тормозите двигателем.
Легковому автомобилю с прицепом свойственна склонность к "складыванию", явлению, когда прицеп набегает на автомобиль и стремится сдвинуть его в сторону, вызывая занос. Это происходит обычно при торможении и наиболее часто - при торможении на повороте. Учитывая это, не следует тормозить при разъезде с встречными транспортными средствами, на поворотах, при объезде препятствий; скорость лучше погасить заблаговременно.
Складывание, если оно началось, выравнивают немедленным прекращением торможения и увеличением скорости.
Тормоза прицепа регулируют таким образом, чтобы его колеса затормаживались несколько раньше, чем колеса автомобиля - это повышает устойчивость автомобиля с прицепом при торможении. Такая регулировка исключает подталкивание автомобиля прицепом и способствует уменьшению тормозного пути.
Обгон при движении с прицепом выполняют очень осторожно: обгоняют лишь тихоходные транспортные средства. При этом следует учитывать, что зона обгона значительно увеличивается за счет уменьшения относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым, а также за счет увеличения зоны возвращения на свою полосу движения после обгона.
Идите на обгон только в том случае, если есть хороший обзор дорог, не требуется значительно увеличивать скорость движения, нет помех, затрудняющих проезд на высокой скорости. Автомобиль с прицепом при обгоне должен иметь достаточный запас скорости. В случае вынужденного прекращения обгона автомобилю с прицепом сложно вновь вернуться в свой ряд.
При движении по грунтовым дорогам маневрирования избегают. Нельзя ехать между колеями: прицеп может сползти в одну колею, а автомобиль при этом будет стянут в другую.
При движении по мокрой грунтовой дороге может возникнуть боковое скольжение колес, которое приводит к заносу и складыванию автомобиля с прицепом, особенно если дорога будет иметь поперечный уклон. Двигайтесь по гребню такой дороги и используйте имеющуюся колею. Короткие труднопроходимые участки проходите с разгона, длинные - на пониженной передаче.
При переезде канав, ям и других препятствий разгон начинают лишь после того, как прицеп преодолеет это препятствие.
Преодолевая реки, проверяйте глубину брода и состояние дна. Съезды и выезды выбирайте пологие и без поворотов. Брод проезжайте на низшей передаче при равномерной скорости движения. Переключения передач и остановки нежелательны. После выезда просушите тормоза.
Вождение автомобиля с прицепом зимой требует осторожности - накатанный снег уменьшает сцепление шин с дорогой и в несколько раз увеличивает опасность бокового заноса как на поворотах, так и по время торможения, особенно на обледенелой дороге. В этих случаях держите большую дистанцию. На скользкой зимней дороге недопустимы резкие повороты рулевого колеса, резкое торможение, а также резкое уменьшение подачи топлива, так как все это вызывает занос.
При заносе автомобиля с прицепом необходимо плавно уменьшать подачу топлива, одновременно поворачивая управляемые колеса автомобиля в сторону заноса, и не выключать сцепление. Затем для выравнивания следует плавно увеличить подачу топлива. Тормозить на скользких и обледенелых дорогах следует только двигателем. В исключительных случаях допускается замедлять скорость импульсным торможением при включенном сцеплении.
При заезде на обочину с рыхлым снегом может произойти занос прицепа или его затягивание в глубокий снег. Затягивание произойдет быстрее, чем выше скорость. Поэтому совершайте обгон на узких участках такой дороги в том случае, если уверены, что обочина покрыта плотным укатанным снегом.
При разъездах, чтобы избежать затягивания в снег или кювет, снижайте скорость.
По глубокому снегу автомобиль ведите на пониженной передаче, следя, чтобы не было пробуксовки колес. Движение должно быть равномерным, без крутых поворотов управляемых колес и остановок. Если началось буксование колес, применяйте раскачку. Если несколько попыток не помогли, расчистите от снега дорогу перед колесами.
Скорость автомобиля с прицепом на закруглениях выбирайте в зависимости от радиуса закругления и состояния дорожного покрытия - чем меньше радиус, тем меньше скорость. При движении по обледенелым закруглениям дорог, при разъездах на участках дороги, суженных снежными заносами, скорость автомобиля с прицепом должна быть минимальной.
Увод прицепа с траектории движения может быть вызван сильным боковым ветром, если у прицепа большая боковая поверхность, "парусность".
Для легкового автомобиля с прицепом опасно отклонение от траектории при движении рядом с большими, особенно длинными, грузовиками и автобусами, едущими с высокой скоростью.
При обгоне крупных машин легковой автомобиль с прицепом притягивает к грузовым вследствие разрежения воздуха за лобовой частью грузовика и в узком боковом интервале.
При завершении обгона встречается сильное сопротивление воздуха, уплотненного лобовым сопротивлением грузовика, которое стремится отбросить легковой автомобиль с прицепом влево.
Если обгоняет грузовик, то сначала сжатый им поток воздуха стремится столкнуть легковой автомобиль с прицепом вправо, затем разрежение притягивает автопоезд к грузовику
В таких ситуациях руль держите крепче, компенсируйте увод шин, снижайте скорость для лучшего сцепления колес с дорогой и корректируйте малейшие отклонения автомобиля.
Сильные перепады давления воздуха ощущаются при проезде с высокой скоростью под мостами, при выезде с лесного участка автомагистрали на открытый.
Каждая автокомпания в инструкциях по эксплуатации отмечает особенности вождения автомобиля с прицепом, включая особенности управления, если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач.
Ниже приведена выдержка из инструкции "Volvo":
"При буксировании прицепов автомобилей с автоматической коробкой передач нужно помнить:
- на горных дорогах с длинными спусками и подъемами, если коробка передач часто переключается с одной передачи на другую, следует перевести рычаг селектора в положение "3" или "L";
- во время движения вниз по длинным крутым склонам также следует
перевести рычаг в положение "3" или "L". Это обеспечит наилучшее торможение двигателем;
- не следует пытаться останавливать автомобиль при движении вверх по склону путем нажатия на акселератор - есть риск перегрева масла. Вместо этого следует пользоваться тормозами;
- при движении на низкой передаче вверх по крутому склону с прицепом
повышается вероятность перегрева системы охлаждения, особенно в жаркую погоду;
- во время буксировки по гористой местности обычного или жилого прицепа не допускайте, чтобы двигатель постоянно работал в режиме, превышающем 4500 об/мин, ибо это может привести к чрезмерному повышению,температуры масла".
В инструкции по эксплуатации автомобиля "Mitsubishi Padjero" говорится:
'При движении с прицепом на уклонах или с малой скоростью рекомендуется устанавливать переключатель передач в положение "2".
При движении в гористой местности для лучшего использования торможения двигателем и содействия тормозной системе пользуйтесь положением "L". Учтите, однако, что скорость автомобиля не должна превышать максимальную величину, установленную для данной передачи".
Движение задним ходом с прицепом требует определенной сноровки. Оно удается после нескольких тренировок на ровной площадке, пока водитель не уяснит четко, что для подачи прицепа, например влево, рулевое колесо автомобиля надо поворачивать вправо и наоборот.
Движение задним ходом некоторых видов прицепов, оборудованных тормозами с инерционным приводом, может быть затруднено, а в некоторых случаях и невозможно без отключения привода, так как при движении задним ходом он срабатывает(прицепы "Тонар"),
При комплектации прицепов тормозной системой и тягово-сцепным устройством фирмы "KNOTT" отключение инерционного привода тормзов для движения задним ходом не требуется. Колесные тормоза фирм "KNOTT" имеют так называемый "автомат заднего хода" и при движении задним ходом тормозные колодки не прижимаются к тормозным барабанам.
На прицепах с установленным удлинителем дышла допускается перевозка длинномерных грузов длиной до 5,5м, при условии обеспечения требуемой нагрузки на сцепной шар до 250-300 Н (25-30 кгс) и соблюдении требований Правил дорожного движения.
При перевозке длинномерного груза не допускается выступание груза за заднюю кромку прицепа более чем на 0,6 м, а при установленном удлинителе дышла - более чем на 1,5 м.
Если груз выступает за габариты более чем на 1 м, его необходимо обозначить согласно Правилам дорожного движения:
"Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета".
Опознавательный знак "Крупногабаритный груз" - в виде щитка размером 400x400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозврашающей поверхностью".
При перевозке длинномерных грузов соблюдайте повышенную осторожность из-за увеличенного коридора движения и ухудшения обзорности, избегайте крутых поворотов и узких проездов.
Скорость движения при перевозке длинномерных грузов не должна превышать:
-o на дорогах с асфальтобетонным покрытием - 60 км/ч;
-o на дорогах с твердым покрытием - 40 км/ч;
-o на прочих дорогах - 20 км/ч.
При эксплуатации прицепа запрещается:
- использовать прицепа с тягачом, снаряженная масса которого меньше полной массы прицепа;
- перевозить людей в прицепе;
- движение со скоростью более разрешенной;
- эксплуатировать автопоезд без подключения электрооборудования прицепа к автомобилю - тягачу;
- эксплуатировать автопоезд без надежного, крепления предохранительных цепей на тягово-сцепном устройстве;
- эксплуатировать прицеп с неисправными тормозами;
- эксплуатировать прицеп без надежного крепления грузов в нем;
- двигаться с вертикальной нагрузкой от прицепа на сцепной шар(отличной от указанных в технической характеристике (неправильное размещение и закрепление груза));
- нагружать прицеп с превышением разрешенной полной массы прицепа;
- оставлять прицеп с тягачом или отцепленный прицеп на уклоне, если под колеса не подложены противооткатные упоры и не включен ручник(стояночный) тормоз.
Внутри объемного кузова прицепов-дач и торговых прицепов на видном месте должен находиться огнетушитель ОП-5, который потребитель приобретает самостоятельно или по согласованию с заказчиком устанавливает предприятие-изготовитель.
Прицепы должны быть оборудованы автономными пожарными огнетушителями, которые потребитель приобретает самостоятельно или по согласованию с заказчиком устанавливает предприятие-изготовитель. Для подключения автономного пожарного извещателя к бортовой сети прицепа служит специальная 4-х контактная розетка, размешенная на потолке или в верхней части стенки. Кроме того, питание извещателя может осуществляться от сменного гальванического элемента типа "Крона". При задымлении внутреннего пространства фургона извещатель подает звуковой и световой сигналы. Другие особенности конструкции и Правила пользования пожарным извещателем приведены в паспорте на него.
Запрещается установка прицепов под ЛЭП, самовольное переоборудование внутренних электропроводок, использование потребляемой электрической мощности сверх предусмотренной, а также использование прицепа не по назначению. Подключение к внешней электросети прицепа - дачи во время стоянки должно проводиться в специально оборудованн местах: оборудованных кемпинговых стоянках и т.п.
В. В. Волгин "Особенности вождения с прицепом"
Москва "Ливр", 2000г.